Вчера проснулась и подумала: вторая неделя Великого поста началась, а я всё
жру и жру никак не раскачаюсь. Включила телеканал "Спас", а там фильм идет, "Униженные и оскорбленные". Я такую экранизацию не видела (1990-го года, в роли Наташи Настасья Кински, в роли князя Валковского - Никита Михалков).
Смотрела и задавалась риторическими вопросами: почему неглупая девушка Наташа влюбилась в инфантильного, легкомысленного, безответственного дурачка (да еще и упорствовала в своей любви, поняв всё про избранника!)) Почему будучи благородного воспитания и обладая тонкой душевной организацией, Наташа так безжалостно эксплуатировала чувства влюбленного в нее Вани. Почему Ваня, Иван Петрович, талантливый молодой писатель, испытывающий нужду сам и сострадающий всем несчастным, заставил смягчиться сердце отца Наташи с помощью исповеди больной девочки Нелли (а как же слова доктора о покое?) и почему слова мерзавца Валковского о том, что в основе каждой добродетели лежит эгоизм, мне кажутся верными?!
Внезапно поняла, что книгу-то я и не читала! Ругаясь на всю эту "достоевщину", вскарабкалась на табуретку и достала с верхней полки томик Достоевского))
читать дальшеИ провела весь выходной, читая "Униженные и оскорбленные" (с перерывом на домашние дела)). Днем приходила соседка - "Коля умер. Вот деньги собираю." Коля - инвалид, с палочкой, на больных ногах все что-то делал, сестру возил на старенькой машине по делам. А мой с больными ногами только за бутылкой горазд бегать! я - мелочная! А ещё Достоевского читаю!
Догнала соседку в подъезде, забрала у нее свои триста рублей, дала пятьсот))
Поздно вечером (я уже за двести страниц перевалила!) читаю:
...стояли на тарелках конфеты очень хорошие, варенья киевские, жидкие и сухие, мармелад, пастила, желе, апельсины, яблоки и трех или четырех сортов орехи... На третьем столе, покрытом белоснежною скатертью, стояли разнообразнейшие закуски: икра, сыр, пастет, колбасы...
Из перечисленного писателем у меня были грецкие орехи, мармелад и сыр с колбасой в холодильнике. Пошла я на кухню..
читаю дальше:
- Насчет леденцов трудно сообразить, - начал он, усаживаясь подле меня на диване. - Я их купил третьего дня, в пьяном виде, в овощной лавочке, - не знаю для чего. Впрочем, может быть, для того, чтоб поддержать отечественную торговлю и промышленность, - не знаю наверное; помню только, что я шел тогда по улице пьяный, упал в грязь, рвал на себе волосы и плакал о том, что ни к чему не способен.
Отложила книжку, отсмеялась.. Перед сном думала, что все-таки Достоевский - гений, а "спасовцы" - молодцы, устроили мне выходной!)) И хотя в духовном плане человечество топчется на месте, но в материально-техническом отношении какое-то развитие наблюдается, и бедность сейчас не такая жуткая, как в романах Достоевского, а другая - с теликом, интернетом и сыром в холодильнике))) А во времена Достоевского все мясные и молочные лавки на время Великого поста закрывались. Скот можно было не резать полтора месяца, но куда они молоко девали?..
С тем и уснула)))